Формирование детской инициативы и самостоятельности в процессе самообслуживания через организацию питания воспитанников
Камышанова Г.М., воспитатель
МБДОУ "Детский сад№33 "Белочка"
Материалы практики:
Презентация "Формирование детской инициативы и самостоятельности в процессе самообслуживания через организацию питания воспитанников"
http://lesdou33.webou.ru/images/stories/Dokuments/2021/formirovanie.pdf
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания через организацию питания воспитанников на 2020-2021 учебный год
http://lesdou33.webou.ru/images/stories/Dokuments/2021/plan.pdf
Список литературы
http://lesdou33.webou.ru/images/stories/Dokuments/2021/spisok.pdf
В настоящее время ФГОС дошкольного образования перед педагогами ставит серьезные требования направленные на поддержку детской инициативы и самостоятельности во всех видах детской деятельности. Данная практика направлена на формирование инициативы и самостоятельности в самообслуживании через организацию питания воспитанников и умения правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой; в старшем дошкольном возрасте – ножом, половником, щипцами, раздаточной ложкой, лопаткой и т.д.).
Цель практики: содействие формированию инициативы и самостоятельности в самообслуживании через организацию питания воспитанников
Задачи:
1)определить качественные изменения в организации питания детей в условиях самообслуживания;
2) разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую дошкольникам проявлять инициативу и самостоятельность в организации питания;
3) способствовать самостоятельному созданию и последующему соблюдению детьми правил поведения за столом;
4) формировать умение правильно пользоваться столовыми приборами, соблюдать правила этикета.
Актуальность и инновационность практики состоит в том, что она направлена на формирование инициативы и самостоятельности дошкольников, выбор форм и методов самообслуживания; организацию питания воспитанников в новом формате. Практика обеспечивается содержанием, в основе которого лежат принципы заложенные в ФГОС: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. С помощью практики планируется осуществить переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умение «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы. В практику введены следующие формы самообслуживания в процессе организации питания старших дошкольников:
1. Дежурство. В группе имеется уголок дежурств, в котором расположены: схема подготовки к дежурству, фотографии дежурных, фартуки, косынки, колпак. Ребята самостоятельно выбирают дежурных. Свои фотографии дежурные вставляют в прозрачные кармашки, которые расположены в уголке дежурств. Подготавливаясь к дежурству, дети пользуются схемой дежурства.
2. Культурно-гигиенические навыки. В ходе реализации практики, у детей формируются навыки соблюдения чистоты рук, правильного поведения во время приема пищи. Дети изучают и соблюдают правила этикета, учатся пользоваться разными столовыми приборами (в том числе щипцами, соусниками, половником и т.д.).
3. Сервировка стола. В ходе дежурства дети помогают сервировать столы, получают с младшим воспитателем продукты. Перед приемом пищи дежурный объявляют меню и желает приятного аппетита; после приема пищи дежурные убирают со столов грязную посуду.
4. Самостоятельный выбор детьми блюд, допустимого объема порции. Во время приема пищи воспитатель находится за столом вместе с детьми, показывая пример правильного поведения за столом и соблюдения этикета. Дети самостоятельно обслуживают себя: наливают суп половником, накладывают второе раздаточными ложками, щипцами; наливают компот, молоко из кувшина; пользуются соусницами, салфетками.
- наглядный (показ иллюстраций по сервировке стола, правилам этикета и т.д.; рассматривание виртуальных способов сервировки; демонстрация столовых приборов и т.д.)
- словесный (чтение литературы, объяснение правил соблюдения этикета и т.д.)
- практический (экскурсия на пищеблок ДОУ; показ воспитателем правил поведения за столом, пользования приборами и т.д.)
- игровой (сюжетно-ролевые игры «Кафе», «День рождения»; настольно-печатные игры («Уроки этикета», «Сервировка стола»), проигрывание различных ситуаций («Идем в гости», «Дети обедают» и т.д.).
В ходе реализации практики достигнуты следующие результаты:
1. Создана предметно-пространственная среда, которая способствует формированию инициативы и самостоятельности в самообслуживании через организацию питания воспитанников. Приобретены дополнительные комплекты посуды (кувшины, соусники, посуда для подачи второго, половники, раздаточные ложки и т.д.)
2. Старшие дошкольники самостоятельно организуют дежурство, соблюдают правила подготовки к дежурству; умеют сервировать столы. Знают названия блюд меню, их отличительные признаки.
3. Развиты культурно-гигиенические навыки. Дети, без напоминания воспитателя, моют руки перед едой и после; правильно пользуются салфетками.
4. Дети сами принимают решения, например, будут ли кушать этот салат или нет. В практике было, что ребенок не ел салат из моркови, но при самообслуживании ему стало интересно самому положить себе салат, а затем и попробовать на вкус, салат ему очень понравился, как результат - он полюбил этот салат.
5. У детей сформировано адекватное отношение к правилам поведения за столом. Например, дети договорились, что салат они будут накладывать по очереди, по кругу. Изучение этикета тоже дало свои плоды: дети теперь не тянутся за хлебом, а просят, чтобы ему передали, пользуются салфеткой и т.д.
6. Детьми усвоены допустимые размеры порций; очередность приема блюд (салат, первое, второе, компот). Умеют пользоваться столовыми приборами для самообслуживания во время питания (половник, щипцы, соусники и т.д.)